Эксперты “ЛионКредит”: “уклонистов” лишат возможности кредитоваться

 В апреле в Закон о воинской обязанности и военной службе были внесены значительные изменения. В частности, законодательно был закреплен юридический статус электронных повесток. И, что немаловажно, сопутствующих ограничений. Это в том числе и обязанность банков отказывать “уклонистам” в получении кредитов, отмечают специалисты компании “ЛионКредит”. Однако это условие упирается в одну существенную проблему: кредиторам для его реализации будет нужен список лиц, которым направлены повестки, но они их проигнорировали. Как именно это будет обеспечиваться, пока не до конца понятно.

Что известно об электронных повестках

Окончательно поправки, разрешающие рассылать электронные повестки, был принят 11 апреля. Уже через 3 дня его подписал Владимир Путин. Фактически это дало военкоматам законное право рассылать повестки через интернет, обходя действовавшее ранее требование личного вручения. Теперь повестка будет считаться де-юре врученной после отправки через сервис “Госуслуги”. Сведения об этом будут заноситься в соответствующий реестр.

С момента отправки повестки начинается отсчет 20-дневного срока, в течение которого гражданин должен явиться в военкомат. Если призванное лицо этого не сделает, то к нему будут применены различные ограничительные меры. В том числе запрет кредитования.

Важно: пока реестр учета электронных повесток не работает. Запустить его планируют к осеннему призыву.

1 минута на проверку

Как отмечают в “ЛионКредит”, грядущая необходимость проверять клиентов на уклонение от визита в военкомат стала неожиданностью для банков. Как минимум, потому, что до сих пор неясно, как будет организован обмен сведениями между кредиторами и Минобороны. Кроме того, принятые поправки никак не объясняют, как именно придется формулировать такие отказы. Для банков это чревато жалобами, разбирательствами.

Пока решение не предложено, поэтому банки взяли инициативу в свои руки. Они направляют в Минобороны запросы с просьбой дать доступ к сведениям о дате

отправки электронной повестки и о дате введения ограничительных мер. Потребуется для проверки и доступ к расширенной базе сведений о клиенте – а это уже чревато претензиями Роскомнадзора.

Идеальным вариантом в банковском секторе называют схему, по которой кредиторы смогли бы получать все необходимые данные в течение 1 минуты. И по возможности без необходимости каждый раз заручаться согласием клиента на это.

Инициатива есть – решения пока нет

На текущий момент ситуация с запретом на кредитование “уклонистов” остается неясной и в целом проблематичной. В частности, непонятно, как рассматривать заявки, поданные до принятия новых правил. Вполне вероятно, что банкам придется отклонять уже одобренные заявки.

Неясно и то, как работать с заемщиками, запрашивающими рефинансирование или реструктурирование. Ведь это не выдача нового кредита, а пересмотр условий или перекредитование по уже выданному ранее займу.

Главной же загвоздкой остается разработка механизма обмена информацией с Министерством обороны. Включая то, как банки будут уведомляться о том, что ограничения сняты. Нет единого мнения и о том, является ли уклонение от явки в военкомат в прошлом дополнительным риском. В такой ситуации может случиться так, что мужчины в целом станут менее желанными клиентами для банков.

Разумеется, без доступа к базе граждан, которым отправлены электронные повестки, будет необходим. Но его предстоит еще спроектировать, выверить и поддерживать. Однако, отмечают представители “ЛионКредит”, в том, что “уклонистам” запретят доступ к кредитам, практически несомненно.