Лето в городе: что нужно знать перед покупкой квартиры в ближайшие три месяца

 Бытует мнение, что лето – лучший сезон для приобретения недвижимости. Но взгляды экспертов на этот вопрос часто разнятся. С одной стороны, в это время деловая активность снижается, и застройщики традиционно предоставляют скидки, чтобы поддержать продажи. С другой, квартиры – не фрукты и овощи: из-за высокой стоимости сделки с недвижимостью не укладываются в привычные маркетинговые рамки предпочтений и сезонных трендов.

Сегодня выясняем, лето – это все-таки горячий или мертвый сезон для московского рынка новостроек, и рассказываем, актуальна ли вообще сезонность для недвижимости, как она влияет на спрос и что нужно знать покупателям, прежде чем заключать сделку в самое жаркое время года.

Особенный год

 В этом году эксперты сходятся во мнении, что лето – актуальное время для покупки недвижимости, но не по тем причинам, которые считаются традиционными: например, снижение деловой активности, скидки от девелоперов. 

«Фактор сезонности отошел на второй план ввиду макроэкономической нестабильности. На рыночный спрос влияет курс валют, позиция властей относительно льготной ипотеки и множество других явлений. Девелоперам приходится адаптироваться именно к ним, а не ориентироваться на опыт ежегодного спокойного периода покупательской активности, как это было до 2020 года, когда на рынке наблюдался стабильный прогнозируемый рост цен», – считает Радик Нигматуллин, директор клуба недвижимости «Движение».

Слова коллеги подтверждает Мария Александрова, директор по продукту и рекламе девелоперской компании Dominanta: «Например, в 2023 году с марта по июль мы наблюдали равномерное распределение сделок от месяца к месяцу, а с середины лета, когда был отмечен резкий скачок курса валют и начались разговоры об ужесточении правил выдачи льготной ипотеки, был зафиксирован повышенный спрос на недвижимость».

Этим летом главным пунктом на повестке дня, без сомнения, является ипотека. Именно грядущее завершение действия льготных программ будет подстегивать покупательскую активность. Так, в компании Dominanta считают, что в июне – последнем месяце, когда льготы действуют в привычном формате – покупатели будут очень активны, и советуют не упускать последнюю возможность воспользоваться выгодными предложениями банков.

«В июле возможна просадка на период адаптации рынка к новым реалиям. По каким правилам предстоит работать дальше, скорее всего, мы узнаем уже 7 июня, после очередного заседания Центрального банка», – предполагает директор по продажам LEGENDA Ксения Садкова.

Еще одной особенностью этого летнего сезона является влияние недавного запрета Москомэкспертизы на проектирование лотов площадью менее 28 кв.м. «Предложение компактных студий ограничено, а значит, на этот вид недвижимости можем вырасти ажиотажный спрос», – отмечает Радик Нигматуллин.

Еще один фактор, который «путает карты» традиционной сезонности, – выход на московский рынок новостроек региональных девелоперов. «Для них выход на рынок столицы – важный шаг, гарантирующий ответственное отношение к такому «первенцу», а также чуть более низкие цены относительно рыночных из-за отсутствия должной репутации у девелопера в регионе», – считает Мария Александрова.

При этом Анна Терехова, руководитель отдела продаж девелоперской компании «Мармакс», рекомендует не торопиться списывать преимущества летнего времени года со счетов. Во-первых, дольше световой день, и клиенты более охотно посещают офисы продаж после работы – есть возможность хорошо рассмотреть объект и его окружение даже в вечернее время суток. А во-вторых, летом многие игроки рынка предлагают сезонные акции или скидки, что позволит сделать условия приобретения более привлекательными. Однако в компании Dominanta предостерегают, что покупателям необходимо четко ориентироваться в уровне цен, чтобы понимать, где скидка реальная, а в каких случаях произошло повышение цен, после которого предоставляется псевдоскидка.

Хотят ли летом покупатели чего-то особенного

Эксперты единогласно сходятся во мнении, что в отношении недвижимости предпочтения покупателей не корректируется в зависимости от сезонности. Более того, в последние годы цикл сделки увеличился, и процесс принятия решения о покупке составляет от 3 до 12 месяцев.

При этом в «Мармакс» отмечают, что сейчас в силу доступности льготных программ наибольшей востребованностью пользуются однокомнатные квартиры, приобретаемые в качестве инвестиций или первого жилья, а также двухкомнатные лоты средней и большой площади – для постоянного проживания».

В свою очередь в Dominanta улавливают «перетекание спроса» на первичном рынке в более дорогой сегмент, что свидетельствуют о том, что покупательские предпочтения меняются в сторону более качественного и соответственно более дорогого жилья: «В 3 квартале 2023 года объем сделок в новостройках Москвы сегмента «бизнес» достиг 534 тыс. кв. м и впервые превысил показатели масс-маркета (в сегменте «комфорт» в аналогичный период объем сделок составил 509 тыс. кв. м)». К тому же, в компании также фиксируют увеличение средней площади проданных лотов с 49 в прошлом году до 52 кв.м в текущем, а также снижение доли ипотечных сделок с 71% до 66% в массовом сегменте и с 75% до 55% в сегменте «бизнес». 

«На фоне отмены безадресной льготной ипотеки и противоречивых прогнозов по изменению ключевой ставки рекомендуем покупателям не откладывать сделку в ожидании отката цен. Мудрость профессионалов рынка недвижимости гласит: «Лучшее время для покупки квартиры было вчера», – советует Мария Александрова, директор по продукту и рекламе Dominanta.