После ухода европейских марок лифтов застройщикам пришлось искать альтернативу — ей стали китайские лифты. Рассказываем, в чем их преимущества и недостатки.
Сейчас в наших проектах мы устанавливаем лифты, которые производятся в Китае. Это марки BLT, SJEC, Sword, KOYO. Скорость составляет от 1.6 до 6 метров в секунду в наших высотных проектах. Изначально у нас были опасения, что качественные скоростные лифты делает только большая четверка, но сейчас они развеялось полностью — лифты китайских производителей не уступают зарубежным по скоростным параметрам. Это лифты из нержавеющей стали, дизайн и отделка могут варьироваться в зависимости от проекта и класса ЖК. Также у нас есть четкий стандарт и пожелания по виду встроенных вызывных панелей и LED-экрана внутри кабины, дизайну кнопок и брендированию лифтов. Эти производители полностью удовлетворяют наши запросы. У нас есть продуктовый стандарт и требования по минимальному и максимальному времени ожидания лифта: в комфорт-классе время ожидания должно составлять не больше, чем 90 секунд, а в бизнес-классе — не более 50-60 секунд. Мы применяем свой собственный калькулятор времени ожидания лифтов при моделировании концепции, чтобы подобрать количество лифтов и скорость, и грузоподъемность лифтов в каждый жилой комплекс. И только после этого мы переходим к выбору конкретных изготовителей, поставщиков и монтажников.
Ранее мы устанавливали лифты производителей большой четверки: Otis, Kone, Schindler и Thyssen и еще до их ухода с рынка начали присматриваться к китайским производителям. Сейчас параллельный импорт не предоставляет гарантий, к тому же отсутствуют возможности своевременной замены запчастей в случае поломки. Любая поломка лифта встает в срок ремонта от 1 месяц в случае необходимости замены запчастей. Поэтому да, мы были вынуждены сменить поставщика.
Отмечу, что мы открыты к применению российского оборудования. Многие российские компании переориентировались на сборку китайских лифтов у нас. Мы проводим конкурсы и тендеры и пока в них часто побеждают китайские лифты. Российские лифты мы ставим в проекты реновации, но с большой вероятностью мы расширим этот пул проектов, так как видим, какими шагами развивается импортозамещение в стране.
Преимущества же китайских поставщиков — это конкурентная цена, разнообразие отделки под наш запрос, а также большой опыт применения высокоскоростных лифтов от 6 м/с для высотных зданий. Но есть и недостатки. Например, при переходе на китайского производителя приходится делать индивидуальные конфигурации лифтов в проектах, так как у них другие требования к габаритам шахт в отличие от тех, что были у ушедших производителей. Случаются и трудности перевода и общения — не всегда запрос услышан верно.
В 2023 году в России было смонтировано почти 43 тыс. лифтов, и 11% из них были китайского производства. Для сравнения, в 2022 году доля «китайцев» составляла лишь 8,7%. На 2023 год соотношение выглядит так (по данным Национального лифтового союза (НЛС):
- 65% — Россия
- 16% — Белоруссия («Могилевлифтмаш»)
- 11% — Китай
- 6% — Турция
- 2% — Остальные страны
Для сравнения, по данным Национального лифтового союза (НЛС), в 2020 году в эксплуатацию было запущено 44 тыс. лифтов, в 2021-м — почти 46 тыс. При этом в России производилось лишь 75% этого объема. Оставшиеся 25% делались почти пополам белорусскими заводом «Могилевлифтмаш» (65-70% продукции которого уходит в Россию) и известными европейскими брендами. Но в этих расчетах стоит учесть, что у американской фирмы Otis, одного из старейших брендов подъемного оборудования, было собственное производство в России. На Otis в 2021 году приходилось порядка 16% лифтового оборудования, произведенного в нашей стране. Суммарно на долю основных крупнейших европейских брендов, в число которых, помимо Otis, входили немецкая компания ThyssenKrupp Elevator, швейцарская Schindler и греческая Kleemann приходилось около 20%.